«Служебный роман»: как снимали культовую комедию, и что осталось за кадром?

С того момента, как на экраны вышла одно из самых любимых советских комедий прошло уже сорок три года. Лента «Служебный роман» вмиг завоевала сердца миллионов зрителей по всему СССР. Уже в первую неделю проката ее посмотрело около 60 миллионов человек. Но даже спустя много лет комедия все еще собирает у телевизоров сотни тысяч людей, которые не прочь отвлечься от грязи и суеты окружающего мира, и на пару часов забыть обо всем. Сегодня я хочу рассказать о том, какими были съемки всеми любимой комедии, и что осталось за кадром.

Мало кто знает, что ленту хотели назвать «Сказка о руководящей Золушке». Однако такое название не понравилось худсовету, который порекомендовал Рязанову переименовать свое творение. Сама же картина стала экранизацией пьесы «Сослуживцы», которая с успехом шла в театре. Она была написана в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским. Спустя два года на экраны вышла первая экранизация пьесы, которая прошла мимо внимания публики. Несмотря на это, Рязанов все же решил рискнуть, и написать собственный сценарий. 

«Звездный» актерский состав режиссер продумал заранее. Киностудия в данном случае абстрагировалась от проб, предоставив режиссеру полную свободу действий. Рязанову удалось избежать масштабных проб и проблем с поисками актеров. Изначально Олег Басилашвили очень хотел сыграть Новосельцева, но Эльдару Александровичу удалось переубедить его в том, что в роли подлеца Самохвалова он будет смотреться более органично. Уже по ходу работы над фильмом актер признался, что роли были розданы правильно, и он очень доволен тем, что сыграл Самохвалова. 

Костюмерам «Служебного романа» пришлось изрядно постараться, чтобы превратить обаятельного Мягкова в типичного безынициативного клерка, а эффектную Алису Фрейндлих – в «мымру». В итоге, Мягкову пришлось носить накладные усы и очки в громоздкой оправе, а Фрейндлих одели в немодные наряды, которые к тому же ужасно на ней сидели. Кроме того, актрису заставили надеть мальчишеские туфли и большие очки, которые откопали в отдаленных уголках костюмерной «Мосфильма». 

Рязанов постарался максимально подчеркнуть в своей картине социальный статус каждого героя. Так, например, «мымра» жила в роскошной квартире, стены которой были увешаны репродукциями известных картин, тогда как Новосельцеву пришлось ютиться с детьми в гораздо более скромном жилище. Героиня Оли Рыжовой и вовсе добиралась на работу на электричке ярославского направления. 

Что касается секретарши Верочки, то изначально она должна был выглядеть совсем иначе. В пьесе «Сослуживцы» это была высокая длинноногая девушка, которая прекрасно разбиралась в моде, и выглядела на все сто. Однако Рязанов не смог отказать себе в удовольствии задействовать в этой роли свою любимицу Лию Ахеджакову, под которую был специально переписан сценарий. 

Еще одна интересная деталь съемочного процесса. Рязанов поощрял любую импровизацию. Именно поэтому почти все диалоги получились максимально «живыми» и интересными. Актеры так разошлись, что съемочного материала хватило бы на целых четыре серии. В итоге, Рязанову пришлось вырезать целые эпизоды, и даже отдельно взятых персонажей. Так, например, из-за недостатка хронометража из сценария полностью исчез муж Верочки, с которым была связана целая сюжетная линия. Он также работал в этом статистическом учреждении, и постоянно ругался со своей женой. Роль мужа Верочки исполнял Александр Фатюшин. Почти все его появления в кадре были вырезаны. Осталась только часть сцен, в которых нет особой сюжетной привязки. 

А какие еще интересные факты о комедии «Служебный роман» знаете именно вы? Делитесь ими в комментариях, и ставьте лайки. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мои безумные звезды